Конечно, есть такой трюк – сходить к визажисту, сделать фото у профессионального фотографа, выставить свое «лицо» и 10 лет эту фотку не трогать. На вебмастерском суржике такой сайт называется «визиткой», он действительно способен некторое время красиво представлять компанию в интернете. А вот если Вы хотите свой сайт регулярно обновлять, радовать посетителей рекламными акциями, вовлекать широкие массы в круг своих клиентов и продавать, продавать и еще раз продавать – то проблема приобретает просто неприличные размеры. Все ваши внутренние трещинки, детские страхи и комплексы нехорошие неизбежно вылезут на сайте. Это не зависит от чьего-то злого умысла, просто все эти недочеты будут ярко и выпукло видны вашим конкурентам, партнерам и потенциальным покупателям. Прежде чем всерьез выходить со своей компанией на просторы интернета, задумайтесь, а готовы ли Вы к этому?
Предъявите Ваши документики!
Обсуждение вывода бизнеса в интернет начнем с простого – с документов. Российское законодательство требует, чтобы на каждый чих, на каждое движение денег и товаров, на всякие публичные действия были бумажки. И всячески старается это отслеживать. А мы, все кто ведет бизнес в нашей благословенной стране, всячески от этого уворачиваемся. Частично из-за лени, частично из-за нежелания делится трудовой копейкой. Логика здесь у всех одинаковая, случись что, мы быстренько дорисуем недостающее - и баба с воза, и волки сыты. Проблема в том, что вытаскивая свой бизнес на просторы интернета мы резко увеличиваем количество интересующихся нашими документами и сами предоставляем всем заинтересованным сторонам чудесный инструмент для их изучения.
О-о-о, какая фееричная коллекция ляпов, очепяток, недостач и комичных историй накопилась в нашей практике. Уставы организаций, которые никто не читал последние десть лет, а ведь некоторым организационным формам и видам деятельности закон прямо вменяет в обязанность выставить этот основополагающий документ на сайте. Истекшие паспорта и полномочия директоров или учредителей, а также неактуальная информация в ЕГРЮЛ. Вплоть до того, что у одного из наших клиентов в ЕГРЮЛ отсутствовал главный и единственный(!) вид его деятельности. Сталкивались мы с попытками продажи на сайтах товаров с кривыми таможенными документами и услуг вообще без документов – без счетов, договоров или оферт. Периодически, вместо порядка гарантийного обслуживания и правил возврата товаров нам предлагают руководствоваться сакраментальным: «Директор сказал, никому ничего не возвращать».
Вы спросите, да кому это надо? Кто там будет копаться в наших документах? Не переживайте, ответственную гражданскую позицию продемонстрируют, в первую очередь, ваши конкуренты. Они досконально исследуют ваш сайт, найдут все косяки и стуканут куда следует, максимально сгустив краски. Следующими подтянутся потребители-экстремисты, любители купить товар подешевле, а вернуть его подороже. И делать они это будут в рамках законодательства РФ, раз уж своими правилами гарантии и возврата вы не озаботились. Да, еще они могут явиться к вам в офис и потребовать отсутствующие у вас договора и оферты, и участкового в собой прихватить в качестве группы поддержки. Случай реальный, скоростное составление этих договоров в недрах офиса, вдали от глаз визитеров, выглядело трагикомично.
Все перечисленное выше – это только начало, ведь пока вы занимаете в интернете пассивную позицию, простите за наш французский. Как только начинается движуха, проблемы будут нарастать как снежный ком. С кривыми документами вы не сможете защитить свое доменное имя, вовремя начать рекламную кампанию, подключить прием платежей на сайте, разместить свои товары в популярных каталогах. Все эти действия потребуют от вас бумажек, много и разных, в зависимости от фантазии сервисов и площадок, где вы захотите продвигать себя или свои товары.
Представим себе, что все препятствия пройдены: сайт заработал, вы в топе поисковых систем, вас рекомендуют в интернете, деньги потекли рекой. Поздравляем, у вас теперь появится новая заинтересованная аудитория. Вы еще не регистрировали вашу торговую марку? Значит следующими на запах падали подтянуться пранкеры, которые расскажут, что ваш логотип – это не ваш логотип, а их интеллектуальная собственность, зарегистрированная ими по всем правилам. А вы теперь им должны денег за кражу, ну и немного за моральные терзания. Кстати, скажут они, конфликт можно урегулировать и в досудебном порядке, так сказать на месте, и это будет дешевле.
Резюме
Какой же выход из всей этой ситуации? Готовиться, готовиться, и еще раз готовиться. Изучить законодательство РФ и подготовить перечень документов, обязательных к публичном размещению по вашим организационным формам и видам деятельности. Провести их ревизию, освежить, исправить невалидные документы, зарегистрировать новые версии документов соответствующим образом.
Для статичной информации на сайте заранее продумать на каком основании делается то или иное утверждение. Все эти фразы, типа «уникальные технологии», «абсолютно безвредно, даже полезно», «соответствует самым высоким стандартам», должны подкрепляться соответствующими сертификатами, лицензиями, экспертными заключениями. Был в нашей практике случай, когда ФАС, явно не сама, а по наводке «друзей»-конкурентов, запросила бумагу о подтверждении заявления на сайте «лучшая цена в Санкт-Петербурге». Написали, в высоких кабинетах завизировали, что тут еще сделаешь...
Для процедуры покупки на сайте товара или услуги должны быть составлены технологические карты – какими документами на каждом этапе должны закрепляться действия пользователей. Порядок формирования цен и комиссий, возможные действия со скидками и акционными товарами, принятие оферты и соглашения о персональных данных, подтверждение ознакомления с гарантийными обязательствами и условиями возврата товаров или расторжения договора на предоставление услуг, согласие на использование данных пользователей в маркетинговых целях.
Подводя итог, все возможные и невозможные выверты сознания покупателя надо постараться предусмотреть и прикрыться документами. Удастся ли это? Вряд ли. Однако 90% проблем исключить получится.